Эффективные практики, направленные на преодоление психоэмоциональных травм несовершеннолетних |
В рамках реализации инновационного социального проекта по оказанию помощи детям с психоэмоциональными травмами, в том числе детям, возвращаемым из зон боевых действий разработаны следующие программы:
1. Программа социально-психологической помощи несовершеннолетним с психоэмоциональными травмами в случае утраты родителей (одного из родителей) «Преодоление». Программа содержит в себе 4 цикла занятий разной направленности.
Цикл |
Цель |
Применяемые методы и техники работы |
Цикл индивидуальных психологических консультаций для несовершеннолетних «Путь к себе» |
Оказание социально-психологической помощи несовершеннолетним в преодолении эмоциональных, когнитивных и поведенческих последствий психологической травмы, полученной в результате утраты родителей (одного из родителей) |
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия с использованием: Ø ресурсов сенсорной комнаты; Ø арт-терапии; Ø песочной терапии, в том числе сказкотерапии; Ø когнитивно-поведенческой терапии; Ø телесно-ориентированной терапии; Ø музыкальной терапии; Ø танцевально-двигательной терапии; Ø метафорических ассоциативных карт; Ø настольных игр; Ø тренинговых упражнений; Ø обсуждений и дискуссий; Ø сюжетно-ролевых игр; Ø техник релаксации и медитации; |
Цикл групповых психологических занятий для несовершеннолетних «Ты не один» |
Оказание психологической поддержки для преодоления эмоциональных, когнитивных и поведенческих последствий психологической травмы несовершеннолетних, переживших утрату родителей |
|
Цикл индивидуальных психологических консультаций для родителей (законных представителей) «Я - опора» |
Развитие родительских компетенций по профилактике и преодолению негативных последствий психологической травмы у детей, переживших утрату |
Индивидуальные коррекционные занятия с использованием: Ø психообразования (беседа, лекция, просмотр роликов, презентации); Ø работы с кейсами; Ø техник психодрамы; Ø ресурсов сенсорной комнаты; Ø арт-терапии; Ø когнитивно-поведенческой терапии; Ø телесно-ориентированной терапии; Ø техники нейро-лингвистического программирования; Ø техники позитивной психотерапии; Ø метафорических ассоциативных карт; Ø техник релаксации и медитации; |
Цикл семейных психологических консультаций «Незримая связь» |
Оказание социально-психологической помощи семьям с детьми, переживающими утрату родителей (одного из родителей) в создании гармоничных отношений в семье и преодолении детьми эмоциональных, когнитивных и поведенческих последствий психологической травмы |
Семейные коррекционные занятия с использованием: Ø ресурсов сенсорной комнаты; Ø арт-терапии; Ø песочной терапии, в том числе сказкотерапии; Ø когнитивно-поведенческой терапии; Ø телесно-ориентированной терапии; Ø музыкальной терапии; Ø танцевально-двигательной терапии; Ø метафорических ассоциативных карт; Ø настольных игр; Ø тренинговых упражнений; Ø обсуждений и дискуссий; Ø сюжетно-ролевых игр; Ø техник релаксации и медитации; Ø медиативных технологий; |
2. Программа социально-психологической помощи несовершеннолетним с психоэмоциональными травмами в случае жесткого обращения в семье «Сохраняя себя».
Цикл |
Цель |
Применяемые методы и техники работы |
Цикл индивидуальных психологических консультаций для несовершеннолетних «Я есть» |
Психологическая реабилитация несовершеннолетнего с целью минимизации последствий психоэмоциональной травмы |
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия с использованием: Ø ресурсов сенсорной комнаты; Ø арт-терапии; Ø песочной терапии, в том числе сказкотерапии; Ø когнитивно-поведенческой терапии; Ø телесно-ориентированной терапии; Ø музыкальной терапии; Ø танцевально-двигательной терапии; Ø метафорических ассоциативных карт; настольных игр; Ø тренинговых упражнений; Ø обсуждений и дискуссий; Ø сюжетно-ролевых игр; Ø техник релаксации и медитации; |
Цикл групповых психологических занятий для несовершеннолетних «Мы вместе» |
Формирование психологически здоровой и устойчивой личности несовершеннолетних |
|
Цикл индивидуальных психологических консультаций для родителей несовершеннолетних «Я рядом» |
Формирование осознанного и бережного отношения родителей к процессам воспитания и развития детей как основного фактора профилактики развития психотравмы |
Индивидуальные коррекционные занятия с использованием: Ø психообразования (беседа, лекция, просмотр роликов, презентации); Ø работы с кейсами; Ø техник психодрамы; Ø ресурсов сенсорной комнаты; Ø арт-терапии; Ø когнитивно-поведенческой терапии; Ø телесно-ориентированной терапии; Ø метафорических ассоциативных карт; Ø техник релаксации и медитации; |
Цикл семейных психологических консультаций «Связующая нить |
Формирование гармоничных детско-родительских отношений, оказание содействия семье и детям в создании возможностей для предупреждения и преодоления обстоятельств, ухудшающих условия их жизнедеятельности |
Семейные коррекционные занятия с использованием: Ø ресурсов сенсорной комнаты; Ø арт-терапии; Ø песочной терапии, в том числе сказкотерапии; Ø когнитивно-поведенческой терапии; Ø телесно-ориентированной терапии; Ø музыкальной терапии; Ø танцевально-двигательной терапии; Ø метафорических ассоциативных карт; Ø настольных игр; Ø тренинговых упражнений; Ø обсуждений и дискуссий; Ø сюжетно-ролевых игр; Ø техник релаксации и медитации; Ø медиативных технологий; |
Основная задача программ - безопасное отреагирование психотравмирующего опыта, проработка и минимизация когнитивных, эмоциональных и поведенческих последствий психотравмы. В связи с этим индивидуальные, семейные и групповые консультации проводятся в интерактивной среде сенсорной комнаты.