https://mtsz.tatarstan.ru/index.htm/news/2130180.htm
В Казани состоялось совещание специалистов отделения социальной помощи семье и детям
11 октября 2022 г., вторник
5 октября в Комплексном центре социального обслуживания населения г. Казани состоялось методическое совещание заведующих и психологов отделения социальной помощи семье и детям. Стоит отметить, что комплексный центр является региональной опорной площадкой в рамках реализации инновационного социального проекта по оказанию помощи детям с психоэмоциональными травмами, в том числе детям, возвращаемым из зоны боевых действий.
Проект, получивший грантовую поддержку Фонда защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, направлен на работу с детьми с психоэмоциональными травмами, а также с их родителями в особых жизненных ситуациях: возвращение из зон боевых действий, утрата, жестокое обращение и преступные посягательства, в том числе сексуального характера, посттравматические расстройства вследствие пережитых чрезвычайных ситуаций.
На совещании представлен презентационный материал XIII Всероссийского форума «Вместе – ради детей! Доступная и качественная помощь», который проходил 21-23 сентября в г. Кемерово.
Участники совещания обсудили методологию и инструментарий психодиагностической, психокоррекционной работы, алгоритмы оказания помощи детям с психоэмоциональной травмой, рассмотрели возможность применения методики «персона-модель» и кейса «круг эмпатии», обеспечивающих максимальную клиентоцентричность при оказании социальных услуг.
Пресс-служба министерства
https://mtsz.tatarstan.ru/index.htm/news/2138143.htm
Казанские психологи прошли профессиональную стажировку
8 ноября 2022 г., вторник
Психологи Комплексного центра социального обслуживания населения г. Казани, являющегося региональной опорной площадкой в рамках реализации инновационного социального проекта по оказанию помощи детям с психоэмоциональными травмами, в том числе детям, возвращаемым из зон боевых действий, в конце октября прошли очную профессиональную стажировку на базе Центра психолого-педагогического и медико-социального сопровождения Пермского края. Обучение проходило за счет средств гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Ключевым вопросом стажировки стала система оказания помощи детям, пострадавшим от насилия, детям с психоэмоциональными травмами, а также их родителям в особых жизненных ситуациях: жестокое обращение и преступные посягательства, в том числе сексуального характера, посттравматические расстройства вследствие пережитых чрезвычайных ситуаций. Участники стажировки обсудили инструментарий психодиагностической и психокоррекционной работы, алгоритмы оказания помощи семьям.
Полученные знания помогут в организации работы с участниками целевой группы проекта и в распространении в дальнейшем опыта работы в социальных учреждениях республики, предоставляющих услуги лицам с психоэмоциональными травмами.
Пресс-служба министерства
https://mtsz.tatarstan.ru/index.htm/news/2143753.htm
В Казани состоялось совещание специалистов отделения социальной помощи семье и детям
24 ноября 2022 г., четверг
В Комплексном центре социального обслуживания населения г. Казани, который является региональной опорной площадкой в рамках реализации инновационного социального проекта по оказанию помощи детям с психоэмоциональными травмами, в том числе детям, возвращаемым из зоны боевых действий, состоялось методическое совещание заведующих и психологов отделения социальной помощи семье и детям.
В рамках проекта на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, психологи КЦСОН прошли профессиональную стажировку на базе ГБУДО Пермского края «Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения», курс повышения квалификация в Открытом институте профессиональных инноваций г. Москвы, где получили новые знания и практические навыки по оказанию психологической помощи детям и подросткам с психоэмоциональными травмами.
Участники совещания подвели промежуточные итоги реализации проекта, обсудили алгоритм комплексной работы с получателями социальных услуг, разработанный в ходе обучения и стажировки на основе опыта других регионов, вопросы оказания помощи детям с психоэмоциональными травмами, особенности оказания социально-психологических услуг в таких жизненных ситуациях, как утрата родителей, жестокое обращение и преступные посягательства, острый стресс и посттравматические расстройства вследствие пережитых чрезвычайных ситуаций, возвращение детей из зон боевых действий.
Пресс-служба министерства
Психологи Казани провели занятие для детей и членов их семей, прибывших из ЛНР и ДНР
26 января 2023 г., четверг
В Комплексном центре социального обслуживания населения города Казани, являющемся региональной опорной площадкой в рамках реализации инновационного социального проекта по оказанию помощи детям с психоэмоциональными травмами, в том числе детям, возвращаемым из зоны боевых действий, специалистами отделения социальной помощи семье и детям (Вахитовский район) проведено занятие для детей и членов их семей, прибывших из ЛНР и ДНР.
Цель занятия: оказание психологической помощи, «проработка» состояния стресса, снятие психоэмоционального напряжения несовершеннолетних, снижение тревожности.
Встреча проведена в интерактивной среде сенсорной комнаты, что способствовало созданию благоприятной психологической атмосферы. В качестве основных методов работы использованы арт-терапевтические техники, в том числе песочная терапия, работа с метафорическими ассоциативными картами. Проведены упражнения, воздействующие на органы чувств, способствующие релаксации, снятию мышечного и психоэмоционального напряжения.
В целях формирования чувства защищенности и стабильности, психологи провели тренинговые групповые упражнения, направленные на повышение уверенности в себе, развитие навыков осознания и управления своими эмоциями и поведением, налаживание межличностной коммуникации.
Завершилось занятие «проработкой» планов на перспективу, направленной на создание позитивного представления о будущем.
Пресс-служба министерства
Психологи Казани оказывают помощь детям с психоэмоциональными травмами
26 января 2023 г., четверг
В рамках реализации инновационного социального проекта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по оказанию помощи детям с психоэмоциональными травмами, в том числе детям, возвращаемым из зон боевых действий, психологами КЦСОН г.Казани разработана программа социально-психологической помощи несовершеннолетним с психоэмоциональными травмами в случае жестокого обращения в семье «Сохраняя себя».
В рамках данной программы в отделении социальной помощи семье и детям (Авиастроительный район) с несовершеннолетними целевой группы проводятся индивидуальные и семейные психологические консультации, групповые занятия. Психологи отмечают, что работа с психотравмой - длительный процесс, в котором важно бережно оказывать профессиональную помощь ребенку и его семье, избегая ретравматизации. Именно поэтому в работе используются арт-терапевтические техники, элементы сказкотерапии, метафорические карты и настольные игры, что позволяет безопасно прожить психотравму, экологично отреагировать эмоции и интериоризировать полученный опыт.
В работе с несовершеннолетними целевой группы и их семьями в рамках программы «Сохраняя себя» имеются первые положительные результаты: стабилизация эмоционального состояния, восстановление доверия и взаимопонимания в семье, формирование гармоничных отношений с социумом.
Пресс-служба министерства
Психологи Казани помогают детям с психоэмоциональными травмами найти новые ресурсы
26 января 2023 г., четверг
В ГАУСО «Комплексный центр социального обслуживания в городском округе «город Казань» продолжается реализация инновационного социального проекта по оказанию помощи детям с психоэмоциональными травмами, в том числе детям, возвращаемым из зон боевых действий.
На средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в отделении социальной помощи семье и детям (Московский район) оборудована сенсорная комната, полифункциональная интерактивная среда которой помогает создать безопасное пространство для преодоления психоэмоциональных проблем, открывает особые коррекционные и развивающие возможности.
В коррекционной работе с несовершеннолетними, испытавшими психотравму, особую обстановку создают спокойная цветовая гамма, светоэффекты, интерактивные панно, что помогает закрепить ресурсное состояние, ощущение безопасности и защищенности, а также способствует установлению контакта с психологом.
Эффективность в работе с психотравмой показало сочетание песочной и сказкотерапии. Работа с песком и фактурными игрушками погружает детей в метафорическое пространство, помогает выразить свои эмоции, переживания, внутриличностные конфликты. Сказкотерапия дополняет коррекционные расстановки в интерактивной песочнице и дает возможность найти новые ресурсы, метафорический выход из трудной ситуации.
Пресс-служба министерства
В Казани состоялось методическое совещание психологов отделения социальной помощи семье и детям
26 января 2023 г., четверг
В Комплексном центре социального обслуживания населения города Казани, являющемся региональной опорной площадкой в рамках реализации инновационного социального проекта по оказанию помощи детям с психоэмоциональными травмами, в том числе детям, возвращаемым из зоны боевых действий, состоялось методическое совещание психологов отделения социальной помощи семье и детям.
Психологи Московского, Приволжского и Вахитовского районов представили опыт работы в рамках авторских программ, разработанных в ходе реализации проекта: программа «Важен каждый» для оказания психологической помощи несовершеннолетним с психоэмоциональными травмами в случае жесткого обращения в среде сверстников (буллинга) и программа «Наше Завтра» для работы с психоэмоциональными травмами вследствие пережитых чрезвычайных ситуаций или возвращения из зон боевых действий.
Специалисты озвучили результаты внедрения программ, проанализировали случаи из практики, отметили качественно новые подходы к коррекционной работе, основные принципы работы с кризисной ситуацией, особенности использования оборудования сенсорных комнат, полифункциональная интерактивная среда которых помогает создать безопасное пространство для преодоления психоэмоциональных проблем несовершеннолетних, открывает особые коррекционные и развивающие возможности.
Пресс-служба министерства
Специалисты Казани оказывают психологическую поддержку вынужденным переселенцам из ДНР и ЛНР
26 января 2023 г., четверг
В рамках инновационного социального проекта по оказанию помощи детям с психоэмоциональными травмами, в том числе детям, возвращаемым из зон боевых действий, психологом и специалистом по социальной работе отделения социальной помощи семье и детям в Вахитовском районе г.Казани проведено занятие «Мир вокруг меня» на базе пункта временного размещения вынужденных переселенцев из ДНР и ЛНР.
Цель: создание атмосферы психологического комфорта и сохранение психоэмоционального здоровья несовершеннолетних.
В ходе занятия использован методический инструментарий программы социально-психологической помощи несовершеннолетним с психоэмоциональными травмами вследствие пережитых чрезвычайных ситуаций и возвращения из зон боевых действий «Наше завтра».
Проведенные специалистами упражнения способствовали налаживанию межличностных коммуникаций, снятию психологического дискомфорта, преодолению напряжения. Несовершеннолетние ознакомились с приемами снятия нервного напряжения, приняли участие в трансформационной игре-тренинге «Мир вокруг меня», направленной на психологическую коррекцию негативных личностных установок. Применение техники арт-терапии помогло участникам раскрыть себя через рисунки чувств и эмоций.
Специалисты отметили, что такие занятия способствуют развитию самоанализа, рефлексии чувств и переживаний, осознанию детьми своих возможностей и ресурсов, а психологическая проработка негативных личных установок способствует положительному мироощущению и дальнейшему позитивному сосуществованию в обществе.
Пресс-служба министерства
Психологи Казани помогают несовершеннолетним принимать и ценить свою индивидуальность
В рамках работы клуба «В ладу с собой!», направленной на осознание имеющихся личностных ресурсов, формирование здорового жизненного стиля, психологом отделения социальной помощи семье и детям в Ново-Савиновском районе г.Казани проведено групповое занятие «С утра в хорошем настроении» для несовершеннолетних, испытывающих трудности в социальной адаптации, из семей, состоящих на социальном обслуживании.
Цель занятия: формирование психологической устойчивости и мотивации к личностному самосовершенствованию, мобилизация ресурсов участников, популяризация детского телефона доверия.
Занятие началось с упражнений «Комплимент», «Незаконченные предложения», которые помогли ребятам установить взаимодействие, способствовали позитивному самопринятию. Методом мозгового штурма под руководством психолога участники разработали рекомендации по саморегуляции. Затем из полученных вариантов выбрали лучшие и применили их в тренинге.
Настольная игра «Свой среди своих» помогла подросткам лучше узнать себя и друг друга, научиться принимать и ценить свою индивидуальность. Выполняя игровые задания категорий «Ценности» и «Личное», подростки имели возможность заявить о своих взглядах на жизнь, рассказать другим о себе и своей уникальности. В завершении занятия ребятам вручены буклеты и памятки с информацией о телефоне доверия.
Психолог Казани представила опыт работы по запросу членов семей мобилизованных
11 апреля в онлайн-режиме руководители и специалисты КЦСОН г. Казани приняли участие в вебинаре Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по проблемам социально-психологической помощи семье и детям, в том числе детям из семей участников специальной военной операции.
Любовь Юшкова, психолог отделения социальной помощи семье и детям Приволжского района г.Казани, представила опыт работы по запросу членов семей мобилизованных, рассказала о тактике работы психолога, инструментарии: технике когнитивно-поведенческой терапии, использовании нарративных и арт-терапевтических техник, трансформационных игр, интерактивной среды сенсорной комнаты.
Психолог отметила, что инструментарий в данной ситуации выбирается с акцентом на выражение и структурирование переживаний членов семей, стабилизацию их психоэмоционального состояния, активизацию внутренних и внешних ресурсов. Такие занятия способствуют рефлексии чувств и переживаний, осознанию своих возможностей и ресурсов, формированию положительного мироощущения.
На вебинаре также представлены практики Челябинской, Саратовской, Астраханской областей, Республики Башкортостан, Ставропольского края. Ключевыми вопросами стали: техники работы с семьями, особенности работы с травмой в SOLWI терапии, включение ресурсов клиента в проработку травмы, адаптационный потенциал семьи, система реабилитационных мероприятий.
Помощь несовершеннолетним с психоэмоциональными травмами
В рамках реализации программы социально-психологической помощи несовершеннолетним с психоэмоциональными травмами вследствие пережитых чрезвычайных ситуаций и/или возвращения из зон боевых действий «Наше завтра» психологом отделения социальной помощи семье и детям в Вахитовском районе г.Казани на базе пункта временного размещения вынужденных переселенцев из ДНР и ЛНР проведено очередное занятие для несовершеннолетних из цикла «Дорога в будущее».
Цель: создание атмосферы психологического комфорта и сохранение психоэмоционального здоровья несовершеннолетних.
В ходе занятия психолог провела интерактивную беседу о необходимости развития навыка саморегуляции, оптимальных способах разрешения спорных вопросов, арт-терапевтические упражнения с применением мозартики «Витражи». Взаимодействие на одном игровом поле помогло детям наладить эмоциональный контакт, снять эмоциональное напряжение, определить тактику сотрудничества, формы конструктивного общения. Техника «Рисунок» способствовала проработке негативного опыта.
В ходе психологической работы проведены также консультации с родителями несовершеннолетних, способствовавшие повышению уровня знаний о психоэмоциональном состоянии и потребностях детей.
Психологи Казани помогают детям с психоэмоциональными травмами раскрыть внутренние ресурсы
В рамках реализации мероприятий инновационного социального проекта по оказанию помощи детям с психоэмоциональными травмами, в том числе вернувшимся из зон боевых действий, психологом отделения социальной помощи семье и детям в Советском районе г.Казани проведены индивидуальные и групповые занятия «Ты не один» с целью стабилизации эмоционального состояния несовершеннолетних, трансформации негативных эмоций и обучения навыкам саморегуляции.
С целью установления контакта с психологом, создания «безопасного пространства» для преодоления психоэмоциональных проблем занятия проходили в интерактивной среде сенсорной комнаты с использованием песочного модуля, тактильных ячеек, панно «Бесконечность», фибероптического волокна «Звездный дождь».
В ходе занятия применялась проективная методика «4 персонажа», направленная на исследование как осознанных, так и неосознанных мотивов поведения личности, арт-терапевтические техники, метафорические карты «Роботы» и «Мастер сказок», помогающие участникам опосредованно выражать свои чувства, расширить границы своего восприятия. В завершении занятия проведена ролевая игра «Поделись радостью», цель которой, научиться строить отношения с окружающими, используя положительные эмоции.
Занятия способствовали раскрытию внутренних ресурсов, снижению чувства страха и тревоги, улучшению эмоционального состояния.
Психологи Казани помогают несовершеннолетним в разрешении внутриличностных конфликтов
В рамках реализации инновационного социального проекта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, психологами отделения социальной помощи семье и детям (Кировский район) проведено групповое занятие «Джунгли» для несовершеннолетних, состоящих на социальном обслуживании.
Цель занятия: профилактика развития психотравмы у несовершеннолетних, формирование чувства безопасности.
В ходе занятия применена арт-терапевтическая методика «Джунгли», разработчиком которой является известный психолог, арт-терапевт Н.В. Балабанова. Данная методика пополнила инструментарий психологов КЦСОН во время прохождения стажировки в г. Перми.
Через образы животных несовершеннолетние осознали личностные ресурсы, границы своей безопасности: участники выбирали похожих на себя животных, обладающих качествами, которые они отмечают в себе. На этапе создания джунглей наибольший интерес у ребят вызвало размещение своего животного на общем поле, обустройство своего пространства и выстраивание отношений с соседями. Дети учились устанавливать и уважать собственные и чужие границы, взаимодействовать с другими, учитывая эти границы, прокладывали друг к другу тропинки дружбы. В процессе групповой работы участники открывали новые конструктивные способы общения с окружающими, что позволит им в дальнейшем в разрешении межличностных конфликтов.
По мнению психологов, такие групповые арт-терапевтические занятия способствуют гармонизации личности, раскрытию и усилению личностных ресурсов, препятствующих развитию психоэмоциональных травм.
В завершении занятия участникам вручены информационные буклеты «Границы моей безопасности».
Формирование психологической и социальной устойчивости несовершеннолетних
Психологом отделения социальной помощи семье и детям в Советском районе г.Казани для несовершеннолетних, находящихся на социальном обслуживании, проведено групповое занятие «Я и другие», приуроченное к Международному дню защиты детей.
Цель занятия: формирование психологической и социальной устойчивости несовершеннолетних в коммуникативном пространстве.
Занятие прошло в формате группового тренинга с применением игровых методик и психотехник «Имя - движение», «Спутанные цепочки», «Выбор траектории», коммуникативных игр «Ищу друга» и «Слепой и поводырь». Участники учились конструктивным приемам общения с окружающими, осваивали способы отстаивания собственных границ и сохранения личностного пространства. Завершилось занятие игрой «Молчащее и говорящее зеркало», в ходе которой проведен анализ полученных знаний.
По мнению психолога, такие занятия необходимы для профилактики аддиктивного поведения подростков, выявления ключевых психологических проблем и выработки эффективных способов преодоления трудностей.
Формирование психологической и социальной устойчивости несовершеннолетних в коммуникативном пространстве
Психологом отделения социальной помощи семье и детям в Авиастроительном районе г.Казани для несовершеннолетних, находящихся на социальном обслуживании, проведено групповое занятие с элементами тренинга «Конфликты и пути их решения».
Цель занятия: формирование психологической и социальной устойчивости несовершеннолетних в коммуникативном пространстве.
В ходе занятия ребята обсудили виды конфликтов, их положительные и негативные последствия, придя к выводу, что в ситуации столкновения интересов важно соблюдать ряд правил. Так, участники отметили важность вежливых обращений, недопустимость физических воздействий, обсуждение не личности, а темы, вызвавшей разногласия. В практической части занятия несовершеннолетним предложена настольная социальная игра «Лепешка», в которой каждый смог выразить и отреагировать свои эмоции в различных моделируемых ситуациях, попробовать себя в новой роли. Участие в игре позволило ребятам осознать границы своей личности и другого человека. Во время обратной связи участники отметили, что посмотрели на свое поведение в конфликте с другой стороны и в будущем, отстаивая свои интересы, постараются бережнее относиться к чувствам других. Проведенное занятие способствовало развитию эмоционального и социального интеллекта несовершеннолетних, повышению уровня их социальной адаптации.
Казанские психологи минимизируют последствия психотравмирующей ситуации в семье
КЦСОН в городском округе «город Казань» реализует инновационный социальный проект по оказанию помощи детям с психоэмоциональными травмами, в том числе детям, возвращаемым из зон боевых действий.
В рамках разработанной программы «Сохраняя себя», направленной на социально-психологическую реабилитацию несовершеннолетних с психоэмоциональными травмами в случае жесткого обращения в семье, с участниками целевой группы психолог отделения социальной помощи семье и детям в Авиастроительном районе г.Казани проводит семейные консультации «Связующая нить».
В ходе встреч родители и дети учатся выстраивать эффективные коммуникации между собой, осваивают приемы позитивного общения. Работа с метафорическими картами, выполнение практических упражнений, тренинговых заданий помогают родителям научиться выстраивать свое поведение в форме позитивного доминирования, то есть помочь, подбодрить, вселить уверенность в ребенка, что способствует развитию в семье эмоционально-близких, доверительных отношений, а следовательно, минимизации последствий психотравмирующей ситуации в семье.