Психологи Казани прошли профессиональную стажировку на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Психологи Комплексного центра социального обслуживания населения города Казани, являющегося региональной опорной площадкой в рамках реализации инновационного социального проекта по оказанию помощи детям с психоэмоциональными травмами, в том числе детям, возвращаемым из зон боевых действий, в конце октября прошли очную профессиональную стажировку на базе ГБУДО Пермского края «Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения». Обучение прошло за счет средств гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Ключевым вопросом стажировки стала система оказания помощи детям, пострадавшим от насилия, детям с психоэмоциональными травмами, а также их родителям в особых жизненных ситуациях: жестокое обращение и преступные посягательства, в том числе сексуального характера, посттравматические расстройства вследствие пережитых чрезвычайных ситуаций. Участники стажировки обсудили инструментарий психодиагностической и психокоррекционной работы, алгоритмы оказания помощи семьям. Полученные знания помогут в организации работы с участниками целевой группы проекта и в дальнейшем в распространении опыта работы в социальных учреждениях республики, предоставляющих услуги лицам с психоэмоциональными травмами.
Групповое занятие с элементами тренинга «Я властелин своих эмоций»
Психологом отделения социальной помощи семье и детям (Авиастроительный район) проведено групповое занятие с элементами тренинга «Я - властелин своих эмоций» из цикла «В мире эмоций».
В ходе занятия ребята обсудили, что такое эмоции и чувства, откуда они берутся и для чего нужны человеку. В практической части участникам была предложена настольная социальная игра «Лепешка», в которой каждый смог выразить и отреагировать свои эмоции в различных моделируемых ситуациях, попробовать себя в новой роли. Участие в игре позволило ребятам осознать границы своей личности, сформулировать понятия социально приемлемое поведение. В завершении группового занятия ребята выполнили арт-терапевтическую упражнение «Дерево жизни», направленное на осознание и активацию личностных ресурсов.
Работа ребят продолжилась дома: каждый участник сочинил сказку о своем дереве. Такие занятия, по словам психолога, способствуют развитию эмоционального и социального интеллекта несовершеннолетних, повышают уровень их социальной адаптации.
Групповое занятие «Стоп, буллинг! Миссия выполнима»
В рамках профилактической работы специалистами отделения социальной помощи семье и детям (Ново-Савиновский район) на базе консультативного пункта МБОУ «СОШ № 31» проведено групповое занятие «Стоп, буллинг! Миссия выполнима» для несовершеннолетних, в том числе получателей социальных услуг.
В рамках занятия подростки приняли участие в интерактивной беседе «Что такое буллинг?», в упражнении «Шкала буллинга», где каждому участнику представилась возможность выразить свое отношение к этому явлению. С целью формирования коррективного эмоционального опыта, критического восприятия информации и изменения привычных стереотипов с ребятами проведена игра «Сплетня». Завершилось занятие просмотром и обсуждением фрагмента из мультфильма «Гадкий утенок» режиссера Г. Бардина.
В завершении занятия несовершеннолетним вручены памятки «Если тебе трудно – позвони!» с информацией о Детском телефоне доверия 88002000122.
Групповое занятие «Слова тоже ранят»
Специалистом по социальной работе отделения социальной помощи семье и детям (Ново-Савиновский район) проведено групповое занятие «Слова тоже ранят» для детей из семей, состоящих на социальном обслуживании.
Занятие направлено на информирование несовершеннолетних о работе детского Телефона доверия; о правилах поведения в экстремальных ситуациях; необходимости развития уверенности в себе и желания прийти на помощь людям.
В ходе занятия дети узнали, для чего предназначен и как работает Телефон доверия; о ситуациях, когда можно обращаться в данную службу. В практической части несовершеннолетние создали рекламу детского Телефона доверия.
В рамках реализации инновационного социального проекта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по оказанию помощи детям в особых жизненных ситуациях, приводящих к психоэмоциональным травмам, психологи ГАУСО «КЦСОН в городском округе «город Казань» прошли курс повышения квалификации в Открытом институте профессиональных инноваций г. Москва.
В ходе обучения психологи ознакомились с методикой и техниками оказания психологической помощи детям и подросткам в ситуации утраты, методическим инструментарием по проблемам жестокого обращения с несовершеннолетними, в том числе буллинга в образовательных учреждениях. Преподаватели поделились своим опытом работы с несовершеннолетними, возвращаемыми из зон боевых действий, рассказали об эффективных практиках работы.
Курс обучения способствовал углублению знаний психологов, формированию новых профессиональных компетенции в работе с психотравмой.
В Казани состоялось методическое совещание заведующих и психологов отделения социальной помощи семье и детям
В Комплексном центре социального обслуживания населения города Казани, являющемся региональной опорной площадкой в рамках реализации инновационного социального проекта по оказанию помощи детям с психоэмоциональными травмами, в том числе детям, возвращаемым из зоны боевых действий, состоялось методическое совещание заведующих и психологов отделения социальной помощи семье и детям.
В рамках проекта на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, психологи КЦСОН прошли профессиональную стажировку на базе ГБУДО Пермского края «Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения», курс повышения квалификация в Открытом институте профессиональных инноваций г. Москва, где получили новые знания и практические навыки по оказанию психологической помощи детям и подросткам с психоэмоциональными травмами.
Участники совещания подвели промежуточные итоги реализации проекта, обсудили алгоритм комплексной работы с получателями социальных услуг, разработанный в ходе обучения и стажировки на основе опыта других регионов, вопросы оказания помощи детям с психоэмоциональными травмами, особенности оказания социально-психологических услуг в таких жизненных ситуациях, как утрата родителей, жестокое обращение и преступные посягательства, острый стресс и посттравматические расстройства вследствие пережитых чрезвычайных ситуаций, возвращения детей из зон боевых действий.
Уличная акция «Ответственное родительство – счастливое детство!»
В рамках мероприятий, направленных на профилактику суицидального поведения несовершеннолетних, психологом отделения социальной помощи семье и детям (Приволжский район) совместно с волонтером Казанского государственного университета проведена уличная акция «Ответственное родительство – счастливое детство!», приуроченная к Всемирному дню ребенка.
Цель акции: информирование населения г. Казани о существовании единого общероссийского телефона доверия 8800-2000-122 для детей, подростков и их родителей, о возможности обращения в службы экстренной психологической помощи г. Казани.
В ходе акции взрослым и несовершеннолетним вручены информационные буклеты «Детский телефон доверия», «Как лучше понимать своего ребенка?», содержащие рекомендации по профилактике семейных конфликтов, а также контактные данные центров психолого-педагогической помощи г. Казани и службы Детский телефон доверия.
Групповое занятие «Телефону Доверия - Да!»
В рамках профилактической работы по предотвращению психоэмоциональных травм у несовершеннолетних, вызванных жестоким обращением, на базе консультативного пункта МБОУ «СОШ №8» социальным педагогом отделения социальной помощи семье и детям (Кировский район) проведено групповое занятие «Телефону Доверия - Да!».
Цель: расширение представления о работе детского телефона доверия.
В интерактивной беседе несовершеннолетние рассказали, к кому они готовы обратиться со своими проблемами. Практически все назвали лучшего друга, родителей. Также прошло обсуждение понятий «доверие», «эмпатия». Подростки приняли участие в ролевой игре «Мои эмоции», направленной на развитие умения справляться со своими эмоциями, сочувствовать и сопереживать близким. Упражнение «Принятие решения» помогло принять положительные стороны обращения в службу доверия. В ходе занятия ребята узнали о принципах работы телефона доверия, обсудили, с какими вопросами и проблемами можно обращаться к специалистам службы.
В завершение участникам вручены памятки «Телефону Доверия - Да!».
Работа в рамках социального проекта по оказанию помощи детям с психоэмоциональными травмами
В рамках реализации социального проекта по оказанию помощи детям с психоэмоциональными травмами психологом отделения социальной помощи семье и детям (Ново-Савиновский район) систематически проводятся групповые занятия для несовершеннолетних, испытывающих трудности в социальной адаптации (психоэмоциональные проблемы), с использованием метафорических терапевтических карт Т. Ушаковой «Огонь, мерцающий в сосуде», направленных на моделирование «Я-концепции», развитие эффективных систем психологических защит, активизацию использования несовершеннолетними своих внутренних ресурсов; снятие состояния эмоционального дискомфорта.
Во время занятия максимально создан благоприятный психологический климат, атмосфера и установлен эмоциональный контакт с получателями социальных услуг. Работая с колодой, участники анализировали выбор трафарета сосуда и его наполнения, что помогло им разобраться с представлением о себе и своих возможностях. Художественные изображения колоды карт дали больший простор для психокоррекционной работы посредством метафоры. Карты помогли обрести ответы на вопросы детей, найти подсказки, какими ресурсами они наделены для построения своей жизни.
Родители знакомятся с приемами эффективного общения со своими детьми
В рамках работы по гармонизации детско-родительских отношений и обучению родителей бесконфликтному общению со своими детьми психологом отделения социальной помощи семье и детям (Советский район) проведено групповое занятие «Мир детский и мир взрослый» с родителями несовершеннолетних из семей, состоящих на социальном обслуживании.
В ходе работы с метафорическими ассоциативными картами родители смогли познакомиться с приемами более эффективного общения со своими детьми, обсудили качества, которыми должны обладать родители. Рассказали о том, в чем находят ресурс для восстановления сил.
Занятие помогло участникам группы задуматься над тем, как по-разному воспринимают мир родители и их дети на примере произведения «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Общение с другими родителями в ходе занятия помогло снизить уровень эмоционального напряжения, понять себя в вопросах воспитания и общения со своими детьми.
Методический час по вопросам реализации инновационного социального проекта
С целью повышения качества предоставления социальных услуг в отделении социальной помощи семье и детям (Советский район) состоялся методический час по вопросам реализации инновационного социального проекта по оказанию помощи детям с психоэмоциональными травмами.
В рамках методического часа рассмотрены маршруты помощи несовершеннолетним и их законным представителям, алгоритмы работы и оценки эффективности социальной реабилитации.
Особое внимание уделено психодиагностическим методикам, индивидуальным программам предоставления социальных услуг, промежуточным параметрам динамики, индивидуальным картам предоставления социальных услуг. Также была отмечена важность своевременного оформления рабочей документации, объемы предоставления социальных услуг, в том числе в подсистеме «Организация предоставления услуг в сфере социального обслуживания населения в Республике Татарстан» государственной информационной системы «Социальный регистр населения Республики Татарстан». Такие методические часы способствуют повышению квалификации специалистов, повышению профессиональных компетенций молодых специалистов, обеспечению соответствия их работы квалификационным требованиям.
Групповое занятие «Эмоциональное благополучие»
В рамках профилактической работы психологами отделения социальной помощи семье и детям (Вахитовский район) на социальном участке МБОУ «Лицей N 131» Вахитовского района г. Казани, проведено групповое занятие «Эмоциональное благополучие».
Цель занятия: воспитание толерантности, формирование негативного отношения подростков к таким явлениям, как буллинг, психологическое насилие.
В ходе занятия несовершеннолетние обсудили понятия «буллинг», «психологическое насилие». Под руководством психологов выполнили психологические упражнения «Незаконченное предложение», «Чувство цвета», «Поток слов», направленные на развитие навыков межличностного взаимодействия. Особое внимание уделено теме насилия и агрессии в информационном пространстве. Завершилось занятие тренинговыми упражнениями, направленными на формирование оптимальных приемов выхода из негативной ситуации. Несовершеннолетним вручены информационные буклеты «Эмоциональное благополучие».
Групповое занятие «Цвета эмоций»
Психологом отделения социальной помощи семье и детям (Ново-Савиновский район) проведено групповое занятие «Цвета эмоций» для несовершеннолетних, испытывающих трудности в социальной адаптации.
Цель занятия: развитие эмоционально-волевой сферы несовершеннолетних, коммуникативного потенциала, формирование навыков саморегуляции.
Занятие началось с арт-терапевтической разминки «Какого я цвета?», которая помогла снять эмоциональное напряжение и создать позитивный настрой на работу в группе. С целью развития эмоционально-волевой сферы несовершеннолетних проведены тренинговые упражнения «Тренируем эмоции», «Незаконченные предложения», «Вверх по радуге», проиграны этюды на формирование навыков управления эмоциями.
В завершении занятия каждый участник поделился своими переживаниями и отметил ресурсы, которые он может использовать для достижения позитивных жизненных целей.
Групповое занятие «Мой успешный год»
В рамках профилактической работы по предотвращению психоэмоциональных травм у несовершеннолетних психологом отделения социальной помощи семье и детям (Приволжский район) на базе консультативного пункта МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №173» проведено Цель: активизация внутренних ресурсов, формирование навыков конструктивного общения, в том числе решения конфликтных ситуаций социально-приемлемыми способами.
В ходе занятия с участниками проведена интерактивная беседа о необходимости формирования навыков управления своим психоэмоциональным состоянием. Подростки вспомнили важные и значимые события каждого месяца уходящего года и как они проявили в них свои сильные стороны, отметили, чем эти события были важны для них. Выполняя тренинговые задания и отвечая на вопросы теста, несовершеннолетние смогли определить свои сильные стороны и внутренние ресурсы. После подведения итогов года, участники составили планы на новый год.
Такие занятия, по словам психолога, помогают подросткам повысить самооценку, освоить навыки бесконфликтного взаимодействия, способствуют формированию эффективной системы психологической защиты.